Для получения компенсаций, выплачиваемых страховыми компаниями, необходимо доказать, что оговоренный в соглашении страховой случай произошел.
Под понятием «страховой случай» подразумевается то, что все договорные условия по страхованию были соблюдены, и груз пострадал самым натуральным образом. Принятый порядок действий при наступлении такового примерно одинаков для всех стран. Согласно установленным правилам, прежде всего, следует поставить об этом в известность (по факсу, телефону или электронной почте) представителя выбранной вами страховой компании. Затем, не позднее двух-трех дней с момента наступления страхового события страхователь должен предъявить страховой компании письменное заявление с просьбой о выплате полагающегося денежного возмещения.
Вместе с тем обязательно необходимо направить в адрес компании-перевозчика претензию по утрате или порче груза в письменном виде. Это необходимо сделать для того, чтобы страховая компания смогла выдвинуть в отношении перевозчика регрессивные требования за причиненный ущерб. В том случае, если вы не успели подать претензию в указанный в договоре срок и устанавливаемый правилами страхования каждой отдельной компании (составляющий, как правило, промежуток от двух до пяти дней), то страховщик вправе отказаться от выплаты запрашиваемых сумм. В ситуации, когда запрашиваемая сумма уже перечислена грузовладельцу – тот обязан вернуть ее страховщику.
Следующий шаг в ряду описываемых нами процедур заключается в оформлении документов, которые подтверждают факт утраты или повреждения вашего груза, произошедший в результате автомобильной аварии, например.
Подтверждением этого происшествия может явиться специальное заключение ГИБДД, устанавливающее подобный факт повреждения или утраты. Помимо этого, в соглашении может оговариваться и прямое освидетельствование всех имеющихся повреждений перевозимых ценностей специальным сотрудником страховой компании (комиссаром) или независимым экспертом.
Обычно страховщик получает заверенные нотариусом копии всех страховых документов, имеющих отношение к данному событию:
- заявление о выплате страховки;
- договор на доставку или заменяющий его документ;
- документ, подтверждающий заинтересованность грузовладельца;
- транспортные накладные, имеющие отметки по маршруту перевозки;
- документальное свидетельство о принятии мер со стороны перевозчика, направленных на защиту груза.